Что-то всерьез неправильно

В последующие месяцы после авиакатастрофы, кото-рая унесла жизнь моего брата, я раз за разом просил Бога использовать смерть Билла, чтобы превратить меня в духовно зрелого человека. Я не хотел, чтобы эта боль прошла без результата. Вера в то, что ужас случившегося мог быть обращен в добро, помогала мне пере-жить горе. Несчастный случай перенес меня на новый уровень страдания; я хотел, чтобы страдание вознесло мсня на новый уровень зрелости. Возможно, за моими мольбами стояло нечто боль-шее. Мне было тяжко жить в капризном и непредска-зуемом мире. Я люблю, чтобы во всем был смысл, что-бы Некто, Который знает, что делает, вносил в мир порядок. Я не люблю хаоса. Если бы смерть Билла по-влекла за собой резкий скачок в духовном росте, мне было бы легче принять трагедию, отнестись к ней как к трудной части хорошего замысла. Каковы бы ни были причины моих молитв, я знал одно: мне надо через боль сердца прийти к Богу. Я хотел найти Его. И еще я хотел, чтобы Он сделал меня еще лучше, а мир — не таким безумным.

Обратите внимание на цель, вдохновлявшую меня на поиски Бога: обретение Его имело отношение скорее к использованию Его. С помощью Бога мне хотелось получить то, что являлось для меня ценным (более хорошего себя и спокойного мира). Я хотел использовать Его силу, а не подчиняться ей.

ДО ИДЕАЛА ПО-ПРЕЖНЕМУ ДАЛЕКО

Размышляя о своей жизни сегодня, почти через год после катастрофы, я прихожу к выводу, что не получил ответа на свою молитву о духовной зрелости. Как и в тот ужасный мартовский день, когда Бог не ответил на мою просьбу сохранить живыми и здоровыми членов моей семьи, Он не ответил и сейчас. Невзирая на страстные мольбы о духовной зрелости, я по-прежнему не имею ее. Если во мне и появилось что-то новое, я не замечаю этого. А если мне иногда кажется, что я вижу свет, то он вскоре меркнет.

Я по-прежнему слишком раздражителен. Малейшая провокация заставляет меня впадать в ярость. Мне хочется крушить все на своем пути. Временами я делаюсь чувствительным, как избалованный ребенок. Если моя жена Рейчел критикует меня за что-то или не поддерживает меня в моих перепадах настроения, я становлюсь обидчивым. Эта обидчивость невыносима и в то же самое время чрезвычайно сильна. Разве я изменился? Точно также я реагировал и четверть века назад, когда мы были еще молодоженами.

Нечестивые желания по-прежнему сжигают меня изнутри. Более чем зрелый возраст не умерил моего влечения и не сделал его более утонченным. Другие чувства (хорошие или плохие) приходят и уходят, повинуясь, по всей видимости, своей собственной прихоти. Порой без каких-либо внешних причин я погружаюсь в пучину одиночества. Тогда всякое удовольствие, всякая радость растворяются, как дым. Я утрачиваю свой обычный интерес к людям и событиям.

Мне свойственны длящиеся годами периоды ненависти к себе. Я чувствую себя нежеланным и никому не нужным и отношусь к себе с отвращением, как к ядовитому яблоку. На расстоянии я могу показаться очень привлекательным. Даже в руке я все еще выгляжу хорошо. Но стоит прокусить меня, как в кровь тут же проникает яд. Он способен причинить вред, даже уничтожить. -

Эти ядовитые чувства серьезно искажают мой мыслительный процесс. Они изнуряют меня, на них порой уходит львиная доля моей энергии. Я погрязаю в них, предаваясь извращенной и угрюмой радости.

Порой я утрачиваю представление о том, что Бог хочет сделать через меня, не понимаю Его замысел о моей жизни. Когда это происходит, я впадаю или в панику, или в безжизненное равнодушие. Паникуя, я принимаю на себя непосильное количество обязанностей, предпочитая лучше сгореть в работе, чем быть никому не нужным. Когда в свои права вступает апатия, мне кажется, что люди меня обманывают, что они хотят эксплуатировать дары, которыми я обладаю, при этом нисколько не думая обо мне.

Становлюсь ли я лучше? Или наоборот хуже? Помогло ли мне мое пылкое стремление к Богу продвинуться по пути, ведущему к радостному общению со Христом? Или я иду не по тому пути? А может быть я стою на месте?

Обретение Бога во время земной жизни не похоже на строительство дома в стране, где не бывает бурь. Скорее, оно подобно возведению дома, способного выдержать натиск любой непогоды.

Люди, знающие меня, скажут, что я рисую свой портрет слишком мрачными красками, что я незаслуженно суров к самому себе. К счастью, я согласен с этим. Все, что я сказал, правда, но я показал только одну сторону медали. С благодарностью признаю, что я щедрый человек, часто заботливый, иногда жертвенный и добрый. Я много работаю. Порядочен в оплате налогов. Глубоко предан своей семье. Серьезно отношусь к вере. Я оказываю положительное влияние на жизнь других людей. Сейчас я знаю о Боге больше, чем когда-либо прежде.

Но при беспристрастной проверке моей жизни выясняется, что многого еще недостает. Я хочу быть тем, чем не являюсь, испытывать чувства, которые редко испытываю, любить так, как я никогда не любил. Зачастую я ощущаю себя слабым, опустошенным, разъяренным, одиноким, озабоченным и завистливым. Могут ли такие чувства сосуществовать с духовной зрелостью? Или они являются свидетельством противоположного ей состояния?

Во всяком случае, ясно одно. Исходя из стандартов совершенного человека, полностью воплощенного только в Иисусе Христе, каждому из нас гораздо больше предстоит пройти, чем он уже прошел. Прекращением борьбы и способностью любить кого-то другого совершенной любовью характеризуется наша жизнь на небесах, а не духовная зрелость на земле. Как бы хорошо я ни знал Господа, но до тех пор, пока я не увижу Его воочию, моя жизнь по-прежнему будет беспорядочна — так же, как и ваша. Обретение Бога во время земной жизни непохоже на строительство дома в стране, где не бывает бурь. Скорее, оно подобно возведению дома, способного выдержать натиск любой непогоды. Такой ли дом строю я? А вы? Считаем ли мы наши проблсмы способом обретения Бога? Знаем ли мы, |где копать, чтобы обнаружить не новые проблемы, а Того, Кто больше нас? Не ударилась ли наша лопата о камснь?

ПОВЕРХНОСТНОЕ ЗНАКОМСТВО С БОГОМ

Прошло почти два года с тех пор, как я молился:

Господи, я знаю. Ты — это все, что у меня есть. Но я не знаю Тебя настолько хорошо, чтобы Ты стал всем, что мне нужно. Пожалуйста, помоги мне найти Тебя”. За это время я более ясно понял, что ни духовная дисциплина, ни самоисследование не ведут туда, куда я

хочу попасть. Исповедоваться в своих грехах, примириться со старыми друзьями, регулярно проводить время, читая Слово, — все это необходимо. Но чем больше я сталкиваюсь с реальной жизнью, тем больше даю себе отчет в том, что духовная дисциплина способствует, в лучшем случае, поверхностному знакомству с Богом.

Когда я более тщательно и беспристрастно исследую мотивы своих поступков или вспоминаю прошлое в поисках связи между нанесенными мне в детстве ранами и сегодняшними трудностями, это не пробуждает надежду, а заставляет меня еще больше расстраиваться. Мое исследование может помочь мне лучше узнать себя, а я-то хочу узнать Бога! Бесчисленные часы, проведенные за лечебным психологическим консультированием людей, наводят на мысль, что лучшее знание себя редко приводит к лучшему знанию Бога. Если мы в поисках Бога стараемся только лишь лучше познакомиться с самим собой, то мы совершаем ошибку. Это все равно что без конца изучать рентгеновские снимки легких, испещренных зловещими пятнышками, — так и не согласившись на операцию.

Ни духовная дисциплина, ни понимание самого себя не могут гарантировать, что мы непременно попадем туда, куда так желаем. Первое слишком часто создает самодовольного фарисея. Второе — свободного современного человека, не способного думать ни о чем, кроме собственного удовольствия. Что же мне делать? Я приближаюсь к пятидесятилетней отметке, по-прежнему нагруженный огромным количеством проблем. Самое важное в жизни, как внутри, так и вовне меня, осталось тайной за семью печатями. Я теряю уверенность в своей способности управлять кораблем моей жизни, бороздящим мрачные воды взаимоотношений и обязанностей. Но сейчас, больше, чем когда-либо, я стремлюсь проплыть их и достигнуть светлой гавани, очертания которой вырисовываются вдали.

НАХОДЯЩАЯСЯ ВНУТРИ НАС ПРИРОДА ЗЛА

Чем больше я уверен в своей решимости обрести Бога в разгаре житейских бурь, тем ярче я осознаю, что со мной что-то неладно. Во мне живет нечто настолько злое, что его непременно нужно преодолеть. На деле чаще получается наоборот — злое одолевает меня. И все же его необходимо уничтожить. До тех пор пока я не займусь этой мрачной проблемой своей личности, мне никогда не обрести Бога.

Но болезнь упорна. Внутри меня нечто живет своей собственной, организованной жизнью. Это “нечто” чрезвычайно упруго и живуче. Поэтому я описываю его как некую находящуюся внутри меня природу. Эта природа есть образ мыслей о Боге, о себе и о других, присущий падшему человеку. Такой способ мышления противится всякой истине.

Представьте себе эту порочную природу, которая покоится на основании, состоящем из пяти “этажей” (или уровней). При этом каждый из них держится на предыдущем.

|Чтобы составить себе зрительное представление о порочной природе, обратитесь к изображенному на следующей странице пирамидальному сооружению. Ее основа - которую я опишу в главе 7, составляет мысль: “Я сомневаюсь в Боге”. На этом фундаменте строятся следующие уровни: “Я нуждаюсь в Тебе”, “Я ненавижу тебя", “Я ненавижу себя”, “Я выживу”, и последний:

"Вот как я собираюсь выжить”. Причиной всех немедицинских проблем, с которыми люди обращаются в психологические консультации, жизненных проблем, от которых в той или иной степени страдаем мы все, является эта глубоко укоренившаяся в нас природа. .Наша склонность к греху проистекает из подозрения, что Бог вовсе не так уж хорош. Сомнение в Божьей доброте составляет основание нашей порочной внунтренней природы. Если мы верим в могущество Бога и убеждены в Его доброте, мы невольно задаемся вопросомм: “Если Бог может облегчить наши страдания, то почему Он не делает этого?” Молчание Бога в трудное время усиливает наше сомнение в Его доброте.

Когда Бог не позволяет нам найти Его

Нет ничего легче, чем верить, когда для неверия нет никаких оснований. До тех пор пока все у нас складывается благополучно, мы живем с полной уверенностью в Боге. Эта уверенность кажется сильной и здоровой. Мы предполагаем, что и в духовном плане все обстоит как нельзя лучше.

Но что происходит, когда нашему доверию бросается серьезный вызов? Что происходит, когда жизнь обрушивается на нас с сокрушающей силой? Когда проблемы взаимоотношений со значимыми для нас людьми кажутся неразрешимыми? Когда из-за здоровья или трудностей с работой мы оказываемся изолированными мира? Когда рядом с нами никого нет, только Бог; но даже Он не отвечает нам?

 

САМОУБИЙСТВО В ДЕНЬ РОЖДЕСТВА

Когда я дописывал последний абзац, зазвонил телефон. Мой друг пастор сообщил мне, что двадцатичетырехлетний сын его друга покончил с собой на прошлой неделе, в день Рождества. Препятствия на пути к Богу

Сразу же после этого разговора у меня стали возникать неожиданные вопросы. Они, подобно потоку, уносили меня в неуказанные на карте области мысли порождали во мне мрачную страсть:

“Боже, разве Ты не мог ясно показать набожным родителям этого молодого человека, что с ним происхо-

дит нечто ужасное? Разве Ты не мог дать им мудрость, чтобы вновь зародить надежду в несчастной душе сына? Их боль, должно быть, невообразима! Разве Тебе не все равно?”

“Разве не мог какой-нибудь человек сделать что-нибудь две недели назад или, может быть, десять лет назад, что помогло бы юноше предпочесть жизнь смерти? Почему Ты не привел кого-нибудь ему на помощь. Боже, что с Тобой происходит?”

Хотя я и задавал эти вопросы, я прекрасно знал, что они останутся без ответа. Никто не знает ответов на них, кроме Бога. А Он не говорит, по крайней мере, не дает ответов, которых требовал я. Некоторые утверждают, что в разгаре смятения и скорби Бог делает Свое присутствие более ощутимым. И это так, но не все; иногда Он позволяет нам страдать в одиночестве , без какого-либо иного утешения, кроме того, которое уже дал в Своем Слове. Христиане более старшего возраста иногда рассказывают, что чаще получали от веты на молитвы, когда были молодыми. Но я прежнему жду ответов. Иногда больше, чем Самого Бога.

СИРОТЫ И ВДОВЫ

Моя бабушка осталась без мужа в тридцатилетнем возрасте. Ей пришлось одной воспитывать четверых детей. Как-то раз, давая моему отцу деньги на хлеб, сказала: “Хорошенько запомни, Лоуренс, это наш последний никель. Смотри, не потеряй его”.

Моя бабушка полностью положилась на Господа, Который в Своем Слове обещал давать “суд сироте и вдове” (Втор. 10:18). Так вот как Он выполняет Свои обещания! Бросил семью без отца и мужа на произвол судьбы, предоставив им влачить жалкое нищенское существование! Его меньше всего беспокоит, что они потеряют свои последние пять центов!

Четверо сирот также пострадали, каждый по-своему. Мой отец должен был помогать зарабатывать на жизнь. По этой причине у него никогда не было возможности получить хорошее образование и применить свои блестящие способности. В результате, позже, когда он должен был обеспечивать свою собственную семью, он целыми днями продавал машины, а по ночам жадно зачитывался поэзией и Священным Писанием. Таково, значит, представление Бога о защите сирот? Лишить человека полагающейся ему по праву возможности самореализации!

Моя бабушка, оставшаяся вдовой, в последние годы своей жизни ослепла. После долгих лет нищеты и одиночества, ни разу не поколебавшись в вере, она закончила свои дни в беспросветной тьме. И это пример исполнения Богом обещания давать праведный “суд вдове”?

ЖИЗНЬ БЕЗУМНА

Все зрелые годы своей жизни я пытался разобраться в людях и в жизни. Я хотел узнать, как Бог общается с нами, как Он действует в нашей жизни. И я многое узнал. Но некоторые вещи бесконечно превышают пределы человеческого разумения. Набожныс родители теряют своих детей из-за наркотиков, самоубийства или меркантильности. Неразреши мые конфликты разрывают на части хорошие семьи в то время как в ужасных семьях порой вырастают хорошие христиане.

Жизнь настолько безумна, она с упорством противодействует нашим настойчивым усилиям ввести прямое русло, где следствие всегда логически вытекает из причины. Будучи ребенком, я иногда получал отличную оценку за контрольную работу на следующий после совершения вопиющего греха. А порой у меня ничего не получалось, невзирая на целую неделю праведной жизни. У меня не укладывалось это в голове тогда и не укладывается сейчас.

Когда я позволяю себе мысленно углубиться в тему, то осознаю: я не могу гарантировать, что никто из близких мне людей не покончит с собой. Некоторые мои поступки могут снизить вероятность подобной трагедии, но эта игра в чет-нечет с жизнью и смертью не слишком утешает.

Если бы люди клали на одну чашу весов прояления доброты Бога в обыденной жизни, а на другоую свидетельства божественного равнодушия, а затем определяли бы уровень своего доверия по положению стрелки на шкале, то было бы очень немного искренне верующих христиан, в которых радостная вера переливается через край. Глядя на окружающий мир, нельзя быть уверенным в том, что Бог участвует в моей жизни больше, чем участвовал в жизни скорбящей семьи, потерявшей сына в день Рождества, или в жизни моей бабушки, выбивавшейся из сил, чтобы вырастить четверых детей.

ИЗЛИШНИЙ ПЕССИМИЗМ?

Наверное, я чересчур сгущаю краски. В конце концов, моя бабушка преодолела все трудности этих лет. Мой отец в двух своих сыновьях воочию увидел плоды своей любви, тяжелого труда и доброты. Может быть. Бог произведет какое-то добро и из трагического самоубийства двадцатичетырехлетнего молодого человека.

Но эта идея не всегда срабатывает. Бывают такие трагедии, и я их видел, из которых уж точно ничего хорошего не может получиться. Насколько мы можем видеть, они бессмысленны, обрушиваются на людей случайно и в них нет совершенно ничего искупительного и полезного. Я видел, как отец одной женщины умер за неделю до того, как она вернулась домой, чтобы помириться с ним. Я видел мужчину, который услышал от своей незамужней и необрученной дочери о ее беременности в тот же самый день, когда его сына арестовали за кражу. Я был знаком с одной набожной женщиной, которая после долгих лет терпения в неудачном браке заразилась смертельной болезнью. Я видел счастливую молодую семью, погрузившуюся в бездну отчаяния, когда отец случайно опрокинул машину на своего трехлетнего сына. Во всех этих случаях Бог не объяснял, для чего Он позволил произойти этим трагедиям.

Когда мы вот так, лицом к лицу, сталкиваемся с загадочной природой Бога, когда мы остаемся без малейшего ощущения Божьего присутствия, часто наша реакция бывает одной из двух нижеприведенных.

РАЙ ДЛЯ ДУРАКОВ

Первая из двух возможных реакций заключается в том, чтобы жить в раю для дураков.

Не признавайтесь, что выбиваетесь из сил. Отрицайте, что вам больно. Игнорируйте свои оставшиеся без ответа вопросы. Твердите самому себе, что все в порядке, что вы любите Иисуса, любите других и возлагаете упование на Христа, что Бог даст вам напиться из стремительных потоков живой воды. Никогда не слушайте честных проповедников, откровенно признающихся, что им по-прежнему трудно. Посещайте церковь, где проповедник, если вообще когда-нибудь делится личным опытом, то исключительно либо в свете прошлых проблем, которые благодаря нынешней духовной зрелости разрешились, либо в свете сегодняшнего непослушания (впрочем, подобные признания говорят скорее о его уязвимости, чем о непрерывной борьбе с грехом. Убедитесь, что для него самое важное - соблюдение доктринальной точности в проповеди Божьего Слова. А также, что он никогда ничего не сделает и не скажет из желания соблюсти чистоту взаимоотношений. Бегите, как от огня, от общины обезумевших от духовного голода людей. Их не удовлетворяют общепринятые ответы. Они стремятся к большему и задают слишком много сложных вопросов. |

Как-то, послушав мои рассуждения по этому поводу, один человек по имени Дуг явно почувствовал оскорбленным. “Я не вижу никакого смысла в этом выискивании боли, — сказал он мне. — Бог советует мне забывать прошлое и продолжать жить. Сталкиваясь проблемой, я обращаюсь к Слову и выясняю, что об этом сказано. А затем уже все зависит от меня: буду я повиноваться или нет. Если я выполняю то, Бог мне говорит, то Он благословляет; если нет — наказывает. Для чего вы так все усложняете этими разговорами о взаимоотношениях, порывах и мотивах? Вы вводите в церковь троянского коня психологии. Придерживайтесь Библии. Будьте проще. Делайте то, что говорит Бог”.

Подобно многим другим людям. Дуг защищался от суровой действительности своей убежденностью в том, христианство предлагает простую формулу для рсшения жизненных проблем. У родителей, повинующихся Богу, будут хорошие дети. У родителей, нс повинующихся Богу, будут трудные дети. Это ведь так просто!

Дуг с помощью повиновения пытался избежать боли. Поэтому он жил в раю для дураков.

ЗАВСЕГДАТАИ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ КОНСУЛЬТАЦИЙ

Второй способ наладить жизнь — стать завсегдатаем психологических консультаций и подписаться под современными психологическими лозунгами. Осознайте, что церковь опасна для вашего здоровья. Научитесь пуще всего остального ненавидеть отрицание и непризнание фактов действительности. Рассматривайте это как непростительный грех. Требуйте удовлетворительных ответов на все вопросы. Во всем доходите до корня. Избегайте тайны. Взгляните прямо в лицо всему больному в вас. Затем выработайте богословие, краеугольным камнем которого является убеждение в том, что стыд и ненависть к себе обременяют Бога в большей мере, чем кого-либо другого.

Пусть здоровая личность станет главной целью вашей жизни. Продолжайте изо всех сил добиваться более счастливой жизни, большей цельности и осознания собственной индивидуальности. Замаскируйте безобразный эгоизм своих стремлений: придайте им видимость желания достигнуть большей духовной зрелости и стать более похожими на Христа. Будьте готовы не останавливаться ни перед чем ради преодоления дурных привычек, низкой самооценки и взаимозависимости. Помните, самое главное — это вы. Бог нужен, чтобы напоминать вам о вашей сверхценности и помогать преодолевать препятствия на пути вашей самореализации.

Не прислушивайтесь к упорному внутреннему подозрению, что некоторые проблемы не могут быть разрешены в этой жизни и что, возможно, некоторые из них не были и предназначены для этого. Не доверяйте идее, что Бог хочет внедриться в ваше сердце на более глубоком уровне, чем ваша боль, и дать вам мудрость и силу продолжать творить добро независимо от испытываемых вами чувств. Не соглашайтесь на удовлетворение в будущем. Требуйте его сейчас!

Не обращайте внимания на тех, кто приглашает туда, где не понятно происходящее, где никакое послушание не усмирит муку вашей души, а также туда, где, доверившись, вы можете испытать эту муку.

Вскоре после нашего разговора с Дутом другая слушательница, Лиза, попросила уделить ей время. Она хотела что-то рассказать. “То, чему вы учите, очень полезно. Но я иду дальше вас и хочу поделиться с вами своими мыслями”, — с жаром сказала она. Я согласился встретиться с ней на следующий день.

Когда мы встретились, она сказала: “Лэрри, мне нравится ваша работа. Но порой то, что вы говорите, производит слишком угнетающее впечатление. Я недавно нашла пастора, который провел меня через исцеляющую молитву. Это было настоящее чудо. Он подвел меня ко кресту и молился, пока Божья любовь не излилась на меня. Вся моя боль исчезла. Никогда раньше я не чувствовала себя такой счастливой. Разве Бог не удивителен?”

Похоже было, что она искала способ показать счастливые чувства. Поэтому я спросил ее: “А вы не полагаете, что Бог проводит вас через глубокое страдание намеренно? Что у Него есть веская причина этого и, может быть, поэтому Он эти страдания не облегчает?”

“Если боль, которую я чувствую, вернется, — ответила она, — то я вновь обращусь за советом и исцеляющей молитвой. Я уверена: Бог хочет, чтобы я ценила себя как Его чадо”.

Люди, которым больше хочется избавиться от боли, чем научиться любить, часто подпадают под влияние идей религиозно-психологического консультирования. Но оно предлагает решение проблем, а не поиски пути к Богу.

ТРЕТЬЯ ВОЗМОЖНОСТЬ

Таковы два основных направления, свойственных нашей культуре. Первое, распространенное в кругах религиозных фундаменталистов, сокрушает душу под тяжестью академической истины и полного гордыни повиновения. Второе, популярное среди сторонников обновления церкви, создает иллюзию жизни, где главной ценностью является смертельный вирус эгоизма (ему лишь дается другое имя). Ни то, ни другое направление не рассматривает нас как низко павшие существа. Первый подход подразумевает, что мы можем вытащить себя из болота, в котором пребываем, простым усилием воли. Второй рассматривает наше беспомощное состояние как морально оправданное. Его приверженцы помощь от Бога ставят выше Его милосердия.

Но есть и третья возможность, третий подход. Он готовит нас к тому, чтобы погрузиться в выгребную яму человеческого сердца, найти скрытое там сокровище и выйти на свет Божий, радуясь. Третий путь дает возможность взглянуть в лицо той реальности, которую две другие сводят на уровень банальности или игнорируют, — реальности абсолютно ложного представления о Боге, о себе и о других. Это представление я называю природой павшей человеческой личности. Третий путь требует от нас честности. Мы не должны отрицать существования этой природы. Нам необходимо увидеть ее во всей ее мерзости, увидеть ее злую силу и подчиниться болезненному процессу разоблачения.

7

Основа природы порочной

человеческой личности:

сомнение в Боге

Описать природу порочной человеческой личности равносильно тому, чтобы нарисовать портрет порочной души. Что-то внутри меня действительно неладно. Внутри каждого из нас есть серьезный изъян. Библия называет его разными именами: “тело грсховное” (Рим. 6:6), “вожделение плоти” (Гал. 5:16), “закон греховный” (Рим. 7:23). Хотя между всеми этими терминами есть определенные различия, каждый из них указывает на основное препятствие на пути к познанию Бога.

Если мы хотим найти Бога так, как Он хочет быть найденным, если мы хотим узнать Его так, чтобы это познание освободило нас и дало нам возможность жить с радостью, иметь цель в жизни и властвовать собой, мы должны сотрудничать с Богом, чтобы разорвать цепи этой порочной природы и разрушить ее.

ИСКУШЕНИЕ В САДУ

Писание говорит нам, что коварный змей обманом чскусил Еву. Она поддалась его соблазну и согрешила. Его хитрость состояла в том, что он заставил ее усомниться в реальности Божьего запрета. “Подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю? (Быт. 3:1).

За этим вопросом стояла следующая мысль:

могу этому поверить! Бог на самом деле сказал не делать этого? Это все равно что матери запретить ребенку играть с красивой игрушкой”.

Обман сработал. Очевидно, Ева стала задумываться не пытается ли Бог что-то ей недодать. Она оп “Плоды с дерев мы можем есть, только плодов де которое среди рая, сказал Бог, не ешьте их и не касайтесь к ним, чтобы вам нс умереть” (Быт.<^

Ева была введена в заблуждение. Во-первых, разрешил Адаму и Еве есть с любого дерева, за иск чением одного. Ева сказала: “Плоды с дерев мы мо есть”. Тем самым она отвергла возможность нас даться щедростью Бога.

Во-вторых, дерево жизни находилось в центре возможно даже рядом с запретным деревом (Быт. Ева видела только запретное дерево. Она упусти;

виду ту истину, что Бог задумал для Своих детей ж а не запреты.

В-третьих, она добавила к этому запрету, когд вечала змею, что Бог не разрешил ей даже прикас к этому дереву. Когда запретам уделяется вник больше, чем свободе, они начинают умножаться. продолжается до тех пор, пока мы не выработаем | правил, при котором отношения с законодателем ше уже не доставляют нам радости. Тогда буква угашает дух (2 Кор. 3:6).

Змей сразу заметил ошибку Евы, “Нет, не } сказал он. Но знает Бог, что в день, в который вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, ,| боги, знающие добро и зло” (Быт. 3:4-5).

Обман змея удался и она уступила греху. Ум “что дерево хорошо для пищи, и что оно приятнс глаз и вожделенно, потому что дает знание; Ева взяла плодов его, и ела” (Быт. 3:6). Ева решила, что Бог пытается лишить ее чего-то хорошего, чем она могла бы наслаждаться. Она не могла отрицать, что Бог много дал ей, но змей заставил думать ее о чем-то лучшем. И Бва устремилась за этим “лучшим”. Ее непослушание произошло из-за сомнений в Божьей доброте.

Когда змей соблазнил Еву, она впала в полное и окончательное заблуждение (2 Кор. 11:3; 1 Тим. 2:14);

она была обманута. Адам, как нам сказано, не был обманут. Он знал, что Бог вовсе не хочет лишить их более богатого, приятного и разнообразного жизненного опыта. Но когда его жена нарушила Божий закон, у него не было уверенности, что благодати Бога, какой он знал ее, будет достаточно, чтобы исправить созданный Евой беспорядок. Ему никогда не приходилось сталкиваться с Божьим прощением. До этого момента прощения не требовалось. Он не верил в безмерность Божьей доброты. Поэтому он предпочел решить созданную женой проблему, присоединившись к ней в ее грехе. Ева усомнилась в том, что Бог хороший и добрый. Адам сомневал-/ ся, что доброты Божьей достаточно, чтобы покрыть грех благодатью.

Другими словами, наши сомнения в Боге начались, когда Ева решила, что Бог, должно быть, утаивает от нее нечто хорошее, и предприняла шаги для улучшения своего благополучия. Когда Адам, чтобы не потерять жену, уступил ей, а не положился на Бога, способного Своей добротой разрешить проблему греха, порочная природа твердо заняла центральное место в человеческой душе. Теперь каждый из нас рождается уже сомневающимся. И это сомнение, подобно вирусу, с тех пор передавалось каждому человеческому существу, за исключением Одного.

Обрести Бога — значит быть уверенным в Его доброте, невзирая на нищету, утраченные возможности и авиационные катастрофы. Мы призваны к тому, чтобы пребывать в радостной уверенности и внушать ее другим, несмотря ни на что. Но следовать этому т нелегко. Мы все входим в жизнь уже зараженные тельнойс болезнью. Павел называет себя “плени закона греховного, находящегося в членах Гк* (Рим. 7:23). -

Этот закон, полагаю я, порождает в нас зар предопределенную склонность не верить в доброту или, по крайней мере, не считать, что Он “добр Д( точно”, чтобы Ему можно было всецело доверять. 1

РОЖДЕННЫЕ СОМНЕВАЮЩИМИСЯ

Мы все уже родились сомневающимися^ Пе звук, который мы издаем, — это крик ужаса. “Что за мир, в который я пришел? — кричит младенец! Получу ли я здесь то, что мне нужно? Есть ли эд кто-нибудь, кто сделает для меня все необходим Можно ли действительно быть уверенным, что кто-будь накормит и оденет меня, позаботится обо 1 Могу доя я на самом деле быть спокойным?”

Естественным образом младенец не верит, что ленная проявит чуткость к его потребностям. Реб< хочет доказательств: сытого живота, сухих пеленок.' лой пост-ели, бережного отношения. Тогда, и только да, он станет доверять.

Не к мея естественной склонности предполагать, наивысмая инстанция в мире благосклонна к нб| каждый ребенок с момента рождения познает страх.| по мере ззросления детей их жизненный опыт увел” ' вает этот- страх. Они могут стать жертвами войны нищеты. Родители могут не заниматься ими или стоко с мими обращаться. Но даже если им не ш сут особ”ых травм, они все равно испытывают ;

страх. Хлзнь сама по себе есть травма, непредсказуемый спектакль, который подпитывает испытываемый* нами уж-ас.Сомнение в Божьей доброте порождает страх одиночества в зыбком и непредсказуемом мире. Страх, в свою очередь, оборачивается гневом по отношению к Богу, так мало делающему для нашей защиты.

Первоначальное сомнение быстро уступает место ужасу, когда мы осознаем свою абсолютную зависимость от ненадежного мира. Затем, так же быстро, ужас оборачивается яростью: “Со мной что-то не так, если я хочу того, что никто не в силах мне дать? Я не принимал решения нуждаться в любви, которую невозможно получить. Кто-то принял это решение за меня, а затем отказался дать мне любовь. Это просто нечестно. Эта боль, от которой нельзя уйти, заставляет меня сходить с ума от злости!”

На кого направлены эти чувства? На того, кто в конечном итоге отвечает за жизнь. И на того, кто призывает нас доверять ему, но не заслуживает доверия, потому что не отвечает незамедлительно на наши требования. На того, кто изображает себя непобедимым, могучим и безмерно добрым, но не защищает нас от плохого обращения. Гнев младенца направлен на мать и отца, а в конечном итоге — на Бога.

Падшему сознанию вполне естественно гневаться на Бога. Если Божий Дух не вмешивается, то каждый из нас учится рассуждать приблизительно так: “Если Ты такой хороший, то как получилось, что Ты позволил этому человеку дотронуться до меня? Почему не уберег мою мать от болезни? Почему допустил, что я стал калекой и у меня в ногах нет силы?”

В основе природы нашей падшей личности лежит сомнение в Божьей доброте. Оно порождает в нас страх перед одиночеством в ненадежном мире, а также гнев по отношению к Богу, Который делает так мало, чтобы защитить нас от страданий. А затем в чашу нашего гнева добавляется еще одна капля: когда мы обращаемся* Богу за помощью. Он говорит нам, что мы уже се не любим Его и не делаем добро другим, в это есть наша вина. Для многих эта капля оказывав последней.

СВЕСТИ СЧЕТЫ С БОГОМ

Ни страх, ни гнев не могут заставить меня тить задавать вопросы; фактически, они заставляют 1 ня спрашивать еще больше. Я знаю, что Бог не пода ся моей дерзости и не ответит на них, но продан спрашивать, потому что что-то внутри меня хочет з вать вопросы независимо от того, получаю я на ответы или нет. Кажется, что смысл вопросов имек том, чтобы задавать их. Когда я облекаю свое смя1 в слова, это создает во мне какое-то успокоится ощущение силы, помогающее справиться с необъя мым безумием жизни. |

Довольно часто создается впечатление, что мои, просы порождаются не любопытством человека, жа щего наставления, а возмущенным негодованием ' кто чувствует себя преданным. Как бы странно и I по это ни звучало, но мне кажется, что я хочу С1 счеты с Богом. Какая-то извращенная сила в моей;, фактически хочет бросить вызов Богу! Перспектива беды весьма призрачна, но сама борьба вызывает в лив дьявольского воодушевления. И хотя я знаю, 1 потерплю поражение, но мне кажется, что через раундов я сумею встать на ноги.

А не может ли быть так, что та же самая сила жет и сатаной? Он должен знать, что с Богом ему^ гаться бесполезно. Он должен отдавать себе отчет в К что в итоге его ждет неминуемое поражение. Но;

продолжает биться, чтобы узурпировать престол Бох Почему? Может быть, ярость и ненависть сделали слепым к своей участи? Может быть, его нас опьяняет возможность использования производной си-ды против Того, от Кого эта сила произошла? Самый здкасный вопрос таков: в своем желании бросить вызов Богу не продолжаю ли я по-прежнему нести в себе образ отца тьмы, невзирая даже на то, что уже нс принадлежу его семье?

КОГДА БОГА ЗАСТАВЛЯЮТ ДОКАЗЫВАТЬ СВОЮ ЛЮБОВЬ

Вместо того, чтобы ужаснуться собственной дерзости по отношению к Богу, я порой испытываю самодовольство. Я думаю, что Бог может опровергнуть мои хорошо доказанные обвинения, бросающие вызов Его утверждениям о доброте.

Я нс первый, кто испытывает подобные чувства. Иов, перенеся больше страданий, чем мне может присниться, сказал:

“О, если бы я мог найти Его, и мог подойти к престолу Его!

Я изложил бы пред Ним дело мое, и уста мои наполнил бы оправданиями;

Узнал бы слова, какими Он ответит мне, и понял бы, что Он скажет мне” (Иов. 23:3—5).

В страданиях, когда все радости его счастливых дней затмились скорбью, что-то оживало внутри Иова, при мысли бросить вызов Богу. Нет ничего, более правдоподобно маскирующегося под истинную жизнь, чем высокомерие. А высокомерие не дает нам возможности отдаться отчаянному и благодарному смирению. Наверно, поэтому Бог больше всех грехов ненавидит гордыню.

Эта порочная природа внутри каждого человека заставляет нас бросать вызов Богу и получать удовольствие от сомнений в Его доброте. Порочная природа начинается с представления о том, что Бог не настолько хорош и добр, чтобы Ему можно было всецело доверять, и что наше стремление самостоятельно устроить свою жизнь оправдано.

КОГДА МЫ СОМНЕВАЕМСЯ В БОЖЬЕЙ ДОБРОТЕ

Что происходит, когда мы сомневаемся в доброте и когда из-за жизненных испытаний эти сомнения перерастают в недоверие? Именно на этой стадии философия, говорящая, что “полагаться можно и нужно только на себя, кажется полностью обоснованной. Она кажемся правильной, но на самом деле следование ей приводит к смерти (Прит. 14:12). Мы приходим к выводу, что должны восполнить то, что Бог нам недодает и сделать самостоятельно то, чего Он для нас не делает; иными словами, мы должны сами позаботиться о себе.

Наши усилия восполнить якобы ограниченную Божыо доброту можно назвать грехом. Вместо того, чтобы уповать на Бога, мы уповаем на себя.

До тех пор пока мы полностью не увидим Христа, мы до некоторой степени будем продолжать сохранять, защищать и развивать эту хрупкую вещь, которую называем своим я. Наше я жаждет быть любимым и пользоваться уважением. Мы будем стремиться считать себя ценной личностью. До тех пор пока не будет разоблачена наша тенденция судить о Боге, исходя из того, что мы видим, мы будем продолжать поиски ее, отдавая этому все сердце и всю душу. В результате так и не найдем Бога.

Грех — это наше стремление восполнить воображаемый недостаток Божьей доброты к нам. Это упование на себя вместо упования на Бога.

Вместо того чтобы пытаться разрешить главные проблемы нашей жизни, мы должны уничтожать порочную природу, лежащую в основе этих проблем. Она покоится на высокомерном предположении, что добиваться справедливости для себя разумно и правильно, потому что Бог не настолько хорош, чтобы Ему можно было полностью доверять.

Плоды такого образа мыслей сегодня обильны, как никогда раньше: самосохранение, саморазвитие, самовоспитание, забота о самом себе, самовыражение, самозащита, самоукрепление. Большая часть усилий современных людей, направленных на преодоление проблем, имеет своей целью именно это. Выходите из трудностей победителем и находите себя! Будьте уверены, Бог поможет вам осознать свое самое главное стоящее устремление: обрести свое собственное я. У наших современников одержимость собой находит свое выражение и в движении восстановления. В последнее время люди начали сосредоточенно всматриваться в свое прошлое, полные решимости избавиться от недостатков плохого воспитания и неудачного начала жизни. Они хотели восстановить достоинство своих сгорающих от стыда и поруганных личностей, вырваться из порочного круга взаимозависимости. Ради достижения этих благородных целей они всячески поддерживали и питали в себе ощущение своей внутренней, присущей им изначально ценности. Даже церковь привлекли лозунги движения восстановления. Вместо того чтобы нанести сокрушительный удар нашей преданности собственному “я”, мы изображали ее как продолжение Евангелия: “Если Бог любит нас, как же мы можем не любить себя? Повышая свою самооценку, мы воздаем честь Богу”.

Не живем ли мы сейчас в то время, о котором предостерегал Павел: “Наступят времена тяжкие”, когда “люди будут самолюбивы” (2 Тим. 3:1—2). Не виновны ли мы во всех проистекающих от себялюбия пороках?

Не достигли ли мы кульминационной точки истории, когда самая суть зла — любовь к себе, которая стоит превыше всего остального, — рассматривается как высшее достоинство?

Если это так, то нет ничего удивительного в том, что Бог сейчас кажется нам более далеким, чем когда-либо ранее. И чем лучше мы разберемся в своей порочной природе, тем лучше поймем, почему Бог не позволяет нам найти Его.

Почему Бог не позволяет нам найти Его?

В ткань жизни вплетается трагедия. И посреди этой трагедии часто кажется, что Бога нет. Почему? Почему Бог отдаляется от нас, когда нам нужно ощутить Его присутствие? Почему Он молчит, когда мы жаждем услышать Его голос? Почему мы иногда ищем Его, но не находим?

Ответ можно найти в порочной природе нашей падшей личности. Когда мы приближаемся к Богу с этой по-прежнему прочно укорененной в нас природой, Он не слушает нас. Он отказывается слушать произносимые нами слова. Он отдаляется от нас. Почему? Возможно, если бы мы могли увидеть эту природу такой, как она есть, мы нашли бы ответ на этот вопрос. В самых безобразных своих проявлениях эта природа выражает себя примерно такими словами:

“Докажи Свою доброту! Я в ней сомневаюсь. Взгляни, во что превратилась моя жизнь и жизнь моих любимых. Ты знаешь, что значит жить в постоянном страхе, ожидая, что произойдет нечто ужасное? Поскольку Ты не даешь мне никаких гарантий, Ты должен убедить меня, что заслуживаешь доверия.

А если Ты этого не сделаешь, я объявляю себя свободным от обязанности поклоняться или служить Тебе. С какой стати я должен это делать? Доверие Тебе и повиновение Твоим заповедям все равно не гарантирует мне получения того, чем я хочу наслаждаться сейчас.

Что касается моей жизни, я не вижу ничего безнравственного в том, чтобы жить с максимальным комфортом. Больше-то никто об этом не заботится! Я - приличный человек, я не нарушаю моральных норм, не игнорирую боль других людей. Но мне придется делать это, если не будет другого способа защитить себя и позаботиться о себе. |

И не смей осуждать меня за то, что я забочусь о себе. Ты мне Своей доброты не доказал, следовательно не имеешь никакого права упрекать меня; еще меньшее право Ты имеешь претендовать на мое доверие. Если хочешь, чтобы я опять стал лучше к Тебе относиться, Ты знаешь, что должен сделать: используй Свое могущество, чтобы улучшить мое положение. Я хочу больше нравиться самому себе, нс испытывать такой боли, получать удовольствие от жизни. Все, о чем я прошу Тебя, — это продемонстрировать доброту, которую Ты Себе приписываешь. Разве это не разумно? И если сделаешь это, то в конце концов я, может быть, и доверюсь Тебе. Возможно, я даже однажды скажу Тебе спасибо”.

Нас веселит уже сама по себе опасность подобий манеры разговора с Богом. В своем самодовольном вызове мы чувствуем себя большими и важными. Наше обращение к Богу отражает живущий в нас гордый дух беспокойства за себя, а не смиренный дух человека, жаждущего радоваться в Боге. И поскольку мы обращаемся к Богу с этим самодовольством, Бог не слушает нас. Он не позволяет нам найти Его.

Это выглядит очень необычно. Разве христиане могут так говорить? Неверующие, может быть, так говорят, но не христиане! Разве я когда-нибудь так обращался к Богу? Я христианин уже больше сорока лет. Неужели эта энергия по-прежнему бушует внутри меня? И внутри каждого из нас?

НЕПРАВИЛЬНЫЙ ПОДХОД К БОГУ:

ИЛЛЮСТРАЦИЯ ИЗ ЛИЧНОГО ОПЫТА

Неверный подход к Богу можно усмотреть не только в больших духовных битвах. Он просматривается и в решениях, которые мы принимаем в своей обыденной жизни. Недавно я стоял перед непростым выбором. Оба варианта были одинаково привлекательны. Тем не менее я должен был выбрать что-то одно, а другого лишиться. Из-за людей, имевших отношение к этому вопросу, в обоих случаях потеря была бы существенной.

Утром того дня, когда решение должно было быть принято, я проснулся, думая о нем. Принимая душ, я молился о руководстве. Конечно, я молился в течение уже нескольких недель, но по-прежнему не ощущал, чтобы Бог мне ясно указывал какое-то направление. Я чувствовал себя тревожно. Я понимал, что необходимость решать поставила меня в тупик. Я отчаянно ждал руководства.

Пока горячие струи били мне в спину, в голову пришла мысль: “Может быть, мне следует поститься сегодня. По крайней мере, пропустить завтрак и обед. Я сделаю это и около пяти посмотрю: возможно, Бог укажет мне верное направление”.

В течение последних лет я прибегал к дисциплине поста, чтобы сосредоточить внимание на сферах, выходящих за пределы физического мира; я читал много рассказов об уважаемых святых, которые постились, чтобы лучше слышать Божий голос. Идея выглядела притягательной. Должно быть, это неплохой способ убедить Бога откликнуться на мои молитвы.

Но, исполнившись решимости привести план в исполнение, я вдруг понял: что-то нс так. Я нс мог подавить звучащего в моей душе горделивого шепота:

"Это должно произвести на Него впечатление!”

Порочная природа проявилась как никогда. Желание получить помощь от Бога исказило мое мышление. Мне казалось, что Он должен помочь, что этого требует доброта, которую Он Себе приписывает. Я обращался к Богу, заранее сомневаясь в Его доброте. Я не был готов назвать Его добрым в том случае, если Он откажется сотрудничать со мной. Но ведь Он призывает нас именно к этому. Он добр, даже если мой брат погиб авиационной катастрофе, а ваш сын совершает самоубийство.

Это можно выразить грубой, подобной лаю, командой: “Эй, слушай. Бог добр, и советую этому поверить!" Или о том же можно сказать мягко, предлагая радоваться Тому, Чья могущественная и нежная преданность нам превышает наши самые необузданные мечты.

Порой нелегко бывает верить в Его доброту Некоторые жизненные ситуации могут подвергнуть нашу веру серьезным испытаниям. В результате внутренней борьбы мы можем оказаться на грани срыва Но наша неспособность поверить в Его доброту нс меняет истины. Он неизменно благ. Он не желает мне страданий. Он жаждет благословлять меня и знает, что мое счастье зависит от того, найду я Его или нет. Все Свое сердце и все Свое могущество Он отдаст, чтобы сделать меня навеки счастливым. Что же так выводит меня из себя? Его способ достижения поставленной перед Собой цели.

В то утро, когда мне предстояло принять решение, моя душа не была настроена на априорное принятие божественной доброты. Я был больше заинтересован в конкретной демонстрации Его благодати. Я искренне хотел принять решение в согласии с Божьей волей и был вполне готов последовать по любому из направлений. При таком настрое разве Богу не следует ясно показать, какой вариант Он хочет, чтобы я предпочел? Разве я заблуждаюсь, ожидая руководства от своего Отца?

Признаюсь, я был не слишком уверен, что мой пост пробудит со стороны Бога ответную реакцию. Но и это доказательство работы порочной природы. Я считал, что Ему следует как-то отреагировать! А если Он не ответит, то в какой-то скрытой области моей души я стану считать, что имею законное право быть недовольным! И вместо того, чтобы почувствовать себя сломленным уже самой по себе дерзостью этой мысли, я ощущал себя сильным, оправданным, мужественно одиноким. Только гнев способен создать такую яркую иллюзию благородства и силы.

Пытаясь решить, будет ли мудро с моей стороны поститься, я слушал свое собственное ворчание: “Бог и в самом деле может разочаровывать. Я готов поститься, а Он даже вряд ли заметит это. Что необходимо, чтобы заручиться Его поддержкой?”

Лежащая в основе большинства наших проблем безбожная природа ярче всего проявляется в ворчании и ропоте. Когда дела идут не так, как нам этого хотелось бы, мы жалуемся и ропщем. Мы говорим, что в действительно важных жизненных вопросах на Бога полагаться нельзя. И наши взаимоотношения с Ним становятся более натянутыми.

Я был готов прыгать через любой поставленный Богом обруч, но только при условии, что Он отреагирует в согласии с моими указаниями. Если бы я решил поститься, молясь, чтобы Бог указал мне четкое направление, но при этом был бы готов восхвалять Его за ли роту даже в том случае, если бы Он этого не сделал, такое мое отношение к Богу так или иначе привело меня к Нему.

Природа падшей личности внутри каждого из нас зиждется на одной главной лжи: В самых важных вопросах Богу доверять нельзя. Мы благодарим Его за открытие парковочной площадки на переполненной народом улице, но при этом опасаемся доверить Ему свои души.

Структура падшей личности внутри каждого из нас зиждется на одной главной лжи: в самых важных вопросах Богу доверять нельзя.

В какой мере мы верим этой лжи, в такой и берем в свои руки инициативу, пытаясь обеспечить себя я блаженством. Мы притязаем на право компенсировать безразличие Бога и сохранить то, что ценим. Когда мы берем в свои руки инициативу, это приводит к соответствующим результатам: мы упорствуем, добиваясь желаемого (“Я должна заставить мою дочь увидеть, что она неправа”); беспокоимся, что ничего не получим (Я просто не знаю, сумею ли достучаться до нее"); испытываем жгучее негодование по поводу недостаточной помощи (“Я не понимаю, почему Бог не делает больше, чтобы изменить ее и превратить в такую молодую женщину, какой она должна быть; и никто другой особенно для этого не старается”).

В том, что мы верим этой лжи, нет ничего оригинального.

ПРИМЕРЫ ИЗ БИБЛИИ

В дни пророка Исаии многие израильтяне подходили к Иегове с такой же надеждой, как и я: выпросить у Него что-то с помощью поста. Задумайтесь о нелестной характеристике, которую Бог дает этому подходу:

“Они каждый день ищут Меня и хотят знать пути Мои... они вопрошают Меня о судах правды, желают приближения к Богу” (Ис. 58:2).

Но Бог сказал им: “Вы не поститесь в это время так, чтобы голос ваш был услышан на высоте” (ст. 4).

Им казалось, что в их усилиях найти Бога нет никакого изъяна. Изъян у Бога. Это Бог не выполняет Свои обязанности как положено. Теперь они имеют полное право сомневаться в Его доброте. “Почему мы постимся, а Ты не видишь? смиряем души свои, а Ты не знаешь?” (ст. 3).

Другими словами: “Бог, мы выполнили свою часть работы. Теперь Ты обязан продемонстрировать Свою благодать. Для этого Тебе полагается сделать то, чего мы от Тебя хотим. А если нет, мы имеем законное право быть недовольными Тобой!”

Другой категории израильтян было присуще такое же плохое отношение к Богу. О них Бог сказал: “И хотя бы они взывали в уши Мои громким голосом, не услышу их” (Иез. 8:18). Этим людям никак не удавалось заставить Бога выслушать их. Они преуспели в этом не больше Исава, которому никакие слезные мольбы не помогли получить благословение у своего отца Исаака.

Бог не станет слушать меня, если я попытаюсь вести себя с Ним гордо, требуя от Него доказательств Его доброты.

“Не услышу их”. От этих слов мурашки бегут по коже. Почему Он не услышит их? Услышит ли Он меня? Взываю ли я Ему в уши громким голосом или, выражаясь словами Осии, взываю ли к Нему сердцем своим, вопия на ложе своем (Ос. 7:14)?

На примере израильтян видно, что Бог не станет слушать меня, если я попытаюсь вести себя с Ним гордо, требуя от Него доказательств Его доброты. Я не имею права требовать, чтобы Он что-то делал ради меня. Пока я использую Бога для достижения моих целей, Он не позволит мне найти Его.

Если мы хотим найти Бога так, как Он хочет найденным, чтобы это освободило нас для радости осмысленной жизни и самообладания, то нам в свою очередь, надо работать не над разрешением своих проблем. Вместо этого мы должны работать над разоблачением укоренившейся в нашей падшей личности порочной природы, чтобы заменить фундамент сомнения не непоколебимый монолит доверия Богу.

Hosted by uCoz