ТРАНСОВЫЕ СОСТОЯНИЯ И ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ НАРКОМАНИЙ - ЛЕКЦИЯ А. Г. ДАНИЛИНА (1)

Лекция 1

Главной темой тренингового цикла является использование трансовых состояний сознания или «нового», «эриксоновского гипноза» в психотерапевтическом лечении разнообразных форм зависимого поведения.

Оба ключевых понятия этого курса не вполне привычны для отечественной психиатрии и наркологии. Наша наука предпочитает использовать представление о различных нозологических, болезненных формах зависимости от конкретных психоактивных веществ и пользуется такими понятиями как «хронический алкоголизм», «наркомания», «табакокурение» и т. д. В реестре методов лечения таких заболеваний значится классический или традиционный гипноз, а отнюдь не непривычное слово «транс».

Поэтому в сегодняшней вводной лекции нам придется определить и почувствовать оба эти понятия:

Во-первых, транс, как доныне не осознаваемое нами, но глубоко естественное состояние сознания.

Во-вторых, зависимое поведение, как некий единый глубинно-психологический феномен, скрывающийся от нас под масками злоупотребления различными химическими веществами.

Более того, я надеюсь, что мы сможем увидеть, что эти два понятия вводятся в одной лекции не случайно. Между ними существует глубинная внутренняя связь.

Для того, чтобы понять, что же такое транс, я хочу предложить вам...отдохнуть.

Уберите, пожалуйста, в сторону свои ручки и блокноты и попробуйте, несмотря на то, что стулья в учебной аудитории не самое удобное место для отдыха, расположиться максимально удобно и комфортно.

Следом за этим я зажгу свечи, которые стоят передо мной.

Сосредоточьтесь, пожалуйста, на этих огоньках и постарайтесь удерживать их в поле своего внимания.

Ничего другого не нужно. Нужно просто в течение двух минут сконцентрировать внимание на пламени этих свечей.

Для того, чтобы концентрация была максимально полной, попробуйте заполнить этими огоньками все свое сознание...все свое существо...

Пусть в прожекторе вашего внимания не останется ничего, кроме этих ровно горящих, согревающих и очищающих душу огоньков.

Вы заметили, что ваши веки начали вести спор: закрыться им или остаться открытыми. Сегодня для нас это не имеет никакого значения. Вы можете удерживать пламя этих свечей в своем воображении или в поле своего зрительного восприятия, если так вы чувствуете себя комфортно.

Давайте в течение 30 секунд помолчим и попробуем заняться только лишь тем, что будем любоваться пламенем, которое удерживаем в прожекторе своего внимания.

Состояние концентрации внимания на том или ином внешнем объекте настолько естественно для каждого из нас, что, даже не выходя из ощущения предельной сосредоточенности на пламени свечи, мы можем «оглядеться» и почувствовать некоторые особенности этого состояния.

Можно легко почувствовать главную особенность состояния, которую сейчас испытываем все мы.

Отстранившись от потока суеты, который течет за окнами нашего зала, мы обретаем некую внутреннюю точку покоя. И сконцентрировавшись на некотором эстетически приятном объекте восприятия, мы одновременно и почти автоматически достигаем этой постоянно существующей внутри нашей души, но забытой нами точки покоя.

Оказавшись в ней, мы автоматически, независимо от моих внушений, испытываем ряд ощущений, которые традиционно относятся медициной к первым стадиям гипноза:

Обратите внимание на то, что ваши мышцы чуть-чуть расслабились. Темп дыхания стал ровнее, а само дыхание глубже, а посторонние звуки стали менее заметны, как будто погрузились в некую вату.

Более того, даже несмотря на то, что для многих из нас это первый осознанный опыт такой концентрации, мы легко можем теперь переносить свое внимание с пламени свечей на другие окружающие нас объекты, не покидая достигнутой нами точки покоя.

Попробуем перенести прожектор нашего внимания, например, на цветы, которые стоят в центре круга наших рабочих столов, на одну минуту почувствуем упругость листьев и трепетную красоту лепестков, их покой, услышим звуки, которые они издают, тихо покачиваясь под нашим дыханием.

Теперь попробуйте все тот же прожектор спокойного и сконцентрированного внимания перенести на человека, который сидит напротив вас. Сконцентрируйтесь на нем, почувствуйте вместе с ним его покой, его радости и его печали.

А теперь, не выходя из точки внутреннего покоя, возьмите ручку и напишите на листе из вашего блокнота прилагательное, которое наиболее полно описывает самое лучшее качество человека, сидящего напротив.

Теперь выйдем из состояния концентрации и вернемся к учебному процессу.

Для этого Милтон Эриксон считал обязательным изменить позу. Лучше всего просто встать и сделать несколько резких движений руками или любыми другими частями тела. Не бойтесь, подвигайтесь.

Давайте обсудим наши ощущения. Прежде всего, кому удалось удерживать точку покоя, несмотря на переключение внимание на человека, сидящего напротив?

Что больше всего помешало? Ручка? Учебный блокнот? Чем же эти предметы настолько опасны, что не дают возможности сохранять состояние покоя?

Правильно, ручка и блокнот — это предметы из обычного учебного процесса. Они из того самого потока привычной суеты, из которого мы пытались выбраться, отстраняясь от него в пламя этих прекрасных свечей. В нашей с вами профессиональной суете ручка и бумага настолько значимы, что выдергивают нас из состояния концентрации.

Внутреннему покою мешает детерминированность нашего состояния предметами и событиями внешнего мира.

Как вы думаете, состояние концентрации, в котором мы пребываем до столкновения с ручкой и блокнотом, более естественно, чем то, в которое мы вернулись сейчас, или наоборот, сейчас мы с вами находимся в некотором наиболее естественном состоянии, а состояние концентрации было искусственным и чуждым?

Я думаю, что правы те из вас, кто, как и Милтон Г. Эриксон, считает оба этих состояния абсолютно естественными и нормальными для человеческого бытия. Возможно, почувствовав разницу между состоянием концентрации, которое мы в дальнейшем и будем называть словом «транс», и обычным бодрствующим состоянием сознания, вы ощутили одну из главных полярностей существования души, когда протяженное внимание сконцентрировано на любом, но одном внешнем объекте или объекте внутреннем. Ведь несомненно, наши воспоминания, фантазии и мечты являются объектами для таких концентраций, мы одновременно с концентрацией на них, концентрируемся и на внутреннем бытии того невыразимого целого, которое мы называем человеческой душой, «внутренним пространством» или собственным «Я». Как только мы выходим из состояния концентрации, из отстраненности, обращенной внутрь самих себя, то сразу оказываемся вновь в стремительном потоке событий, который и называется внешним миром.

Состояние отстраненности от внешнего мира с подобной испытанной вами концентрацией внимания есть абсолютно естественное человеческое состояние. Мы испытываем его, когда увлеченно читаем книгу или смотрим фильм, когда занимаемся зарядкой или ведем машину. В течение дня мы многократно сталкиваемся с собственной задумчивостью, рассеянностью, отрешенностью, когда наше внимание как будто отключается от внешнего